#100_лет_РККА
#100_лет_Октября
#Помни_и_борись
Создание «армии нового типа» – это неизбежный этап в развитии каждой великой революции, которой угрожают могущественные внешние и внутренние враги. История помнит войска Морица Оранского, «железнобоких» Оливера Кромвеля, боевых санкюлотов Лазара Карно. Великая Октябрьская революция вызвала к жизни Красную Армию – силу, которая одержала победу в грандиозной европейской гражданской войне первой половины XX века.
Перед Лениным и Троцким – создателями Рабоче-крестьянской Красной армии – стояла исключительно сложная задача. Революционное движение, сотрясавшее мир в 1917-1921 годах во многом являлось пацифистским, и было вызвано к жизни усталостью от мировой войны. «Прощай оружие!» – скандировали солдаты в Италии, Германии, Австрии, России – и это было совершенно справедливо в условиях мировой бойни за передел мира. Под лозунгом немедленного мира пришли к власти и сами большевики, которые выступали против империалистов, социал-шовинистов, и прочих сторонников войны до победного конца.
Но силы реакции не спешили расставаться с оружием. Под ружьем стояли полки Кайзеровской Германии – вплоть до 1918 года – и многонациональные армии Антанты. Для подавления революционного движения спешно формировались ветеранские организации – фрайкоры, «ударники», шюцкоры, «американские легионы», описанные у Лиона Фейхтвангера, Скотта Фицджеральда, Цвейга, Брехта, Хемингуэя, Ремарка. Их девизом был клич «Да здравствует война!». За годы общеевропейского кровопролития члены правых добровольческих организацией забыли мирный труд, умея только убивать – и сегодня мы можем видеть в милитаристско-добробатовской Украине ожившие картинки из той эпохи.
В скоротечных гражданских войнах, которые прошли в Германии, Финляндии и Италии, правым боевикам удалось подавить местное революционное движение, возглавляемое радикальными социал-демократами и коммунистами. Но в России ситуация сложилась иначе. Местная контрреволюция была слаба и немногочисленна. Численное и материальное превосходство отрядов рабочей милиции и Красной Гвардии над юнкерами, офицерами и казаками (хотя часть казачества и кадрового офицерства впоследствии также сражалась на стороне революции – не без личного участия Троцкого) было подавляющим, что продемонстрировали разгром Краснова под Петроградом и «Ледяной поход». Но для сопротивления германским войскам, а в дальнейшем – Чехословацкому легиону и другим разнообразным соединениям белых – требовались регулярные войска. Что и привело к созданию новой армии нового типа.
Как и армия Великой Французской революции, РККА была создана в результате амальгамы – слияния учреждений старой царской армии и новых революционных отрядов. От войск императорской России Красная армия унаследовала генштаб, кадры, уставы, инфраструктуру, учебные заведения. Революция принесла в новую армию политическую и просветительскую составляющую – теперь солдаты знали, за что они дрались, и во время службы повышали свой образовательный уровень.
Отказ от чинов и званий открыл дорогу к высшим военным должностям талантливым «полевым командирам» из народа. При формировании воинских частей активно применялся классовый принцип. Лучшими частями РККА стали рабочие полки и латышские соединения, состоявшие из прибалтийских батраков – тех же сельскохозяйственных рабочих.
В последующие десятилетия Красная Армия стала грозной силой, которая смогла защитить революцию, несмотря на бедность материальной базы и низкое профессиональное качество личного состава, кровавые чистки 30-х годов, отказ от многих революционных традиций в эпоху пролетарского бонапартизма. Армия революционной Франции погибла на полях России и под Ватерлоо – но армия Советского Союза разгромила «Сверх-Врангеля» и закончила мировую войну в Берлине.
Старый завет Ленина – «каждая революция лишь тогда чего-нибудь стоит, если она умеет защищаться» – актуален сегодня, как никогда. Идеи «мирного ненасильственного сопротивления капитализму» пережили не только своих отцов из II Интернационала, но даже иллюзии хиппи шестидесятых годов. Образы идущего в спортзал фашиста и направляющегося в кинолекторий левака стали устойчивым стереотипом. Но капитализм никогда не отдаст власть мирным, парламентским путем. Капитализм никогда не согласится с мирной победой пролетарской революции.
Рано или поздно, левым, рабочим и коммунистам придется выступить против капиталистической системы и против правых с оружием в руках – и на этом пути нас должен вдохновлять огромный практический и символический опыт Красной Армии.
С праздником, товарищи!
http://liva.com.ua/100-let-krasnoj-armii.html